Курсовая работа "Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде"

Название:
Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
3,2 M
20
Скачать
Характеристика художественного стиля и костюма. Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма. Выявление эволюции некоторых элементов и деталей. Выявление аспектов использования исторического костюма в современной одежде.

Краткое сожержание материала:

Тема курсовой работы: Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Сбор литературного и иллюстрированного материалов

1.1 Характеристика художественного стиля

1.2 Краткая характеристика костюма

2.Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма

3.Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма

4.Выявление аспектов использования исторического костюма в современной одежде

Вывод

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа дает возможность подробно ознакомится и изучить развитие костюма, моды и формы одежды, которую носили люди в Византии, в период её существования.

Цель курсовой работы - выявить направления стилей, сочетания цветов в одежде, рисунки на тканях византийских костюмов, которые могли бы использоваться в настоящее время и применить их в разработке эскизной коллекции современной одежды.

Ещё английский философ конца XVII - начала XVIII века Энтони Эшли Купер, лорд Шефтсберни в своем сочинении «Sensus Communis», или «Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа» писал: «… Со временем люди стали считать приличным для себя переиначивать свой внешний вид…» и для сегодняшнего времени эта фраза актуальна. Каждый дизайнер в разработке своей коллекции одежды ищет новые элементы, которые вдохновили бы его для создания нового неповторимого стиля, одежды, которую с удовольствием носило бы определенное общество людей. В данной курсовой работе основой для создания подобной эскизной коллекции являются аспекты византийской одежды.

Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо провести анализ конструктивно-композиционного построения византийского костюма и выбрать наиболее характерные варианты, на основе которых можно выполнить условные макеты женского и мужского византийского костюма. Так же необходимо разработать эскизную коллекцию современной одежды с выбранными вариантами мотивов и элементов византийской одежды.

1. Обзор литературного и иллюстрированного построения исторического костюма

1.1 Характеристика художественного стиля

После распада в 395 году Римской империи Византия, основанная в 658 году до н. э., стала центром Восточно-Римской Христианской империи. Византия объединила под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию. На наследии этих государств и в преддверии Средневековья формировалась культура, быт, стиль жизни византийцев. Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Возникли новые экономические отношения - феодальные, при которых основными силами общества являлись феодалы и находящиеся в крепостной зависимости от них крестьяне. Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь. Христианство и римско-эллинистическая культура образовали новый союз усиленный политически благодаря жесткой централизации власти, дельным чиновникам и незаурядной дипломатии, еще в течение ряда столетий оказывало решающее влияние на судьбы мира.

Однако рабство тормозило развитие способа производства: «Относительно Византийской империи вердикт исторической науки таков: это государственное образование являет собой самую низкую и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация... История не знает иных цивилизаций, имевших сколько-нибудь продолжительное существование, которые были бы в столь полной мере лишены всех форм и элементов величия... В наши дни мы имеем перед собой лишь одно постоянное напоминание о гении византийцев: блеск их искусства». Значительная часть того, что мы знаем об античности особенно в таких областях, как греческая и римская литература и римское право, была бы навсегда утрачена, если бы не ученые и переписчики Константинополя.

Античность, от которой пытались отойти византийские мыслители и художники, создавая свой собственный художественный стиль, стала стимулом для расцвета искусства. Интерес к ней никогда не затухал и особенно значительным он стал в периоды Возрождений при императорах Македонской династии (IX - X века) и при Палеологах (XIII - середина XV века). Христианство было господствующей религией и в Византии выработались новые эстетические представления и новый художественно-догматический стиль. В монастырях развивается сельское хозяйство. Все необходимые предметы обихода производились тут же, в хозяйстве того или иного феодала.

Византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного. Чувственная природа человека объявлялась греховной. Никогда в истории христианства ни одной художнической школе не удавалось в столь полной мере ввести в свои работы духовное начало. Византийские теологи настаивали на том, чтобы религиозные художники и мозаисты ставили своей целью отображение образа Бога. Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, расцвело искусство книжной миниатюры, производство тканей, вышивка. В архитектуре новый стиль проявился в строительстве христианских храмов. Сохранившиеся мозаики византийских церкве, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Статуарная скульптура перестала развиваться, но зато появился новый вид живописи - писание икон по канонам.

Произведения монументальной живописи, главным образом мозаики, содержали сообщения, адресованные всем жителям, пришедшим в храм, народу. Сообщения можно разбить на два предложения: «Император велик и могуч, никто не может сравниться с ним». Средства опознавания и фигуры императора и текста-сообщения о его величии - одно и то же - костюм во всех подробностях и блеске. «Бойся> восхищайся> радуйся> молись народ…»

Византийские мозаики славились во всем христианском мире, а византийские мастера работали во многих странах, в том числе и на Руси. В венецианском соборе Св. Марка созданном по образцу построенной Константином церкви Св. Апостолов, и соборе Topчелло имеются византийские мозаики.

Таблетки из слоновой кости использовались в основном в качестве подарков послам и другим важным персонам, и являлись своего рода «сообщением во внешний мир» (Рис. 3).

С принятием и распространением Христианства в Византии формируется очень сложная система отношения человека к Вселенной. Вселенная воспринималась византийцами как единая система мироздания, в которой Земля, всегда обращенная к небу, занимала особое место. Именно на Землю снизошел Бог Сын - Христос. На этой почве возникла сложная система символов, объединяющая видимый мир с невидимым божественным. Это были узоры с реальными и фантастическими животные (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из растительного орнамента.

костюм исторический одежда

И архитектура, и мозаики на стенах храмов, и парадные костюмы царей и придворных - всё было основано на сложной системе символов, получивших неповторимое художественное воплощение в византийском искусстве. В отличие от изображения или знака, символ наделен смыслом. Этот смысл, прежде всего, относился к цвету: голубой - символ неба, зеленый - символ надежды, цветения, золотой - символ божественной энергии, Святого Духа, чистоты. Золото было предметом первой необходимости в этом особом языке цветовых символов и в парадных одеяния византийских Императоров и его приближенных.

В отличие от греков и римлян византийцы ценили сложные сумрачные цвета, придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие как пурпур, охра и др. В Византии с середины VI в. Знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии государственной монополией. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабскими и орнаментальными изображениями растительности (Рис 4). Сначала при выделке этих тканей придерживались новоперсидских и арабских образцов, со временем появились характерные оригинальные орнаменты, повторяющиеся и на позднейших византийских изделиях. Ниже приведены фрагменты сохранившихся шелковых полотен (Рис. 5). Благодаря непосредственной близости Востока, самые изысканные произведения ткацкого и красильного искусства, ценившиеся на Западе, в Византии можно было приобретать за небольшие деньги. Затем в VI веке культура шелковичных червей была перенесена в Грецию, шелковые ткани стали доступны почти всем слоям общества и перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши. Чтобы придать материи больше блеска затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем, вышивали металлическими нитями, драгоценными камнями. А христиане стали украшать свою одежду целыми картинами из Священного Писания.

Рис. 5. Фрагменты шелковых полотен Византии: а) Бык напротив быка, пальметта (узорчатое полотно) образца X в. Шёлк(32,7х20см) Сокровищница св. Стефана, Маастрикт; б) пара птиц и гриффинов в кругах. фрагмент савана святого, соборная сокровищница, Сен Сена; в) шелковая Ткань из Гробницы Карла Великого (Шарлеманя), Аахен. Шелк, вероятно, поместили в гробницу, когда её открывали в 1000 г., высота 136 см, полная ширина 62,5 см. Берлин.

1.2 Краткая характеристика костюма

Произведения изобразительного искусства стали основным источником для реконструкции светского костюма Византии. Это тот редкий случай, когда изобразительные источники не толь...