Курсовая работа ""Дон Жуан" Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной"

Название:
"Дон Жуан" Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
7,1 M
32
Скачать
Статья о "Дон Жуане" в сборнике "Спектакли двадцатого века": отзывы современников, рецензии и критика. Внимание Эфроса к внутреннему миру человека, проявляемое в выборе тем и тончайшей психологической разработке характеров. Выбор героев для спектакля.

Краткое сожержание материала:

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Дон Жуан» Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной»

Оглавление

Введение

§1. Контекст времени и художника

§ 2. Образ мира

§ 3. Спектакль

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Имя Анатолия Васильевича Эфроса, безусловно, не является забытым. Оно вошло в историю не только отечественного, но и мирового театра, а его спектакли - в сердца зрителей. И сегодня, спустя 25 лет после его смерти, легко купить его книги, выходят сборники статей и других материалов, связанных с его творчеством. Здесь надо назвать прежде всего «Театр Анатолия Эфроса» (воспоминания, статьи, 2000 г.), «Режиссер Анатолий Эфрос» (аннотированный каталог киновидеоматериалов и звукозаписей, 2002 г.), «Режиссер Анатолий Эфрос. Жизнь и творчество» (аннотированный библиографический указатель, 2010 г.). Издательство «Балтийские сезоны» реализует проект, связанный с чеховскими спектаклями Эфроса: «Чайка» (2010 г.), «Три сестры» (2011 г.), в дальнейшем - «Вишневый сад». Создан сайт efros.org, где можно найти основную информацию, фотографии. Все это не может не радовать, особенно по сравнению с ситуацией начала 90-х, когда существовали только библиографический указатель, еще не полный, и тоненькая книжка Юрия Фридштейна «Анатолий Эфрос - поэт театра». Но тогда его спектакли еще шли или были свежи в памяти, а с течением времени очевидцев становится все меньше… Пришло новое поколение, которое их не видело и не могло видеть (все-таки снято на телевидении не так много), но которое хочет знать о них. И слава богу, что существуют книги, способные в этом помочь. Однако Екатерина Рыбас справедливо отмечает, что при том подъеме, которое испытывает эфросоведение сегодня, до сих пор не существует монографии об Эфросе http://ptj.spb.ru/blog/anatolij-efros-zhizn-i-tvorchestvo/. Многое еще предстоит сделать. Наиболее известен период его работы в театре на Малой Бронной, а Центральный детский, Ленком и Таганка часто уходят в тень, о них говорится в самых общих словах. И даже спектакли на Бронной изучены не в равной мере. А наследие этого режиссера настолько значительно, что представляет огромное поле для исследования.

Автор данной работы остановил свое внимание на «Дон Жуане» по разным причинам. С одной стороны, эта постановка как будто не является неизвестной для нового поколения - о ней можно прочесть в сборнике «Театр Анатолия Эфроса», в книге «Спектакли двадцатого века» (и один тот факт, что «Дон Жуан» вошел в число ста лучших спектаклей, как русского, так и зарубежного театра, уже говорит о многом). С другой стороны, он заслуживает более пристального изучения, так как в нем сходятся многие линии творчества Эфроса. Это линия Мольера, которая началась с булгаковского «Мольера», поставленного в Ленкоме (и ставшего последней работой в этом театре). Позже, на телевидении, в фильме «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» он добавит к пьесе Булгакова фрагмент из «Дон Жуана». И в том же 1973 году «Дон Жуан» вышел в театре на Малой Бронной. Затем «Мольер» будет поставлен в США, в театре Гатри, а на радио Эфрос прочитает главы из романа «Жизнь господина де Мольера». Дальше - «Тартюф» во МХАТе имени Горького и «Мизантроп» в театре на Таганке. «Мизантроп» станет последним спектаклем, который он выпустил. Линия Мольера оборвется только со смертью режиссера.

Другая линия - Дон Жуана как персонажа. Изначально Эфрос задумывал соединить мольеровского «Дон Жуана» с пушкинским «Каменным гостем», ему казалось, что это даст возможность сказать что-то определенное о каждом из них. Однако с течением времени замысел изменился. Если сначала герой Мольера казался ему воплощением всего, что ненавистно автору, то потом этот образ стал более сложным. И, постигая его природу, режиссер отказался от «маленькой трагедии». Но через несколько лет он обратится к пьесе Радзинского «Продолжение Дон Жуана», а «Каменного гостя» поставит на радио. Высоцкий, которого Эфрос считал идеальным исполнителем Сганареля, говоря о Мольере, в пьесе Пушкина стал Дон Гуаном. И здесь он был очень негромким, может быть, даже усталым, - совсем не таким, каким мы увидим его в фильме Швейцера.

О «Дон Жуане» интересно говорить и потому, что он связан с другими спектаклями, которые были поставлены Эфросом в театре на Малой Бронной: «Братом Алешей», «Женитьбой». Это «классический» спектакль «классического» периода. И дело не в том, что в 70-е режиссер занимается только классикой - он всегда ставил и современную пьесу, и, если перечислить авторов, современники почти не уступают классикам. Но высшие достижения этого времени, конечно, связаны с последними. «Классическую пьесу Эфрос рассматривает как современную - но лучшую из современных» Соловьев В. Театр читает классику // Нева, 1976, № 7, с . 204.. И «Дон Жуан» - прекрасный тому пример. Он стал вершиной этого периода (или одной из вершин, наряду с «Женитьбой»), выразил его наиболее полно и в чем-то итожил.

Что касается материалов, использованных в данной работе, - это главным образом рецензии и статьи, а также записи репетиций, высказывания Эфроса (в книгах и прессе). В части сценографии неоценимая помощь была оказана сотрудниками мемориального музея «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского». В указателе киновидеоматериалов назван ряд передач, где можно услышать и увидеть сцены из спектакля, но получить к ним доступ не представляется возможным. Из того, что удалось найти, есть только фрагменты репетиций и небольшой отрывок (на полторы минуты) сцены Сганареля и Дон Жуана, когда Сганарель говорит об удивительном устройстве человека. Согласно архиву проекта «Культу.Ru!», осуществляющего трансляции спектаклей он-лайн, там был показан и «Дон Жуан» (http://www.cultu.ru/event/donjuan/). Однако, судя по фотографии, Дон Жуана играл уже Олег Вавилов, т.е. это запись 90-х годов, а с момента премьеры прошло 20 лет - и она не вполне показательна. Интересно, что в указателе киновидеоматериалов нет информации о какой-либо полной записи спектакля. А Игорь Овчинников, куратор проекта «Культу.Ru!», не ответил на вопрос о ней.

§ 1. Контекст времени и художника

Статья о «Дон Жуане» в сборнике «Спектакли двадцатого века» начинается так: «В застойные 70-е годы далекому от политики Анатолию Эфросу оставалось сосредоточиться на человеке: в нем разобраться и на него уповать. На человека, универсального для всех времен.» Мягкова И. Дон Жуан // Спектакли двадцатого века. - М.: ГИТИС, 2004, с. 349. С этим трудно спорить, однако читателю может показаться, что, если бы время было другое, более свободное, Эфроса занимали бы какие-то другие проблемы. А это не так. Татьяна Злотникова совершенно справедливо называет его режиссером-интровертом. Внутренний мир человека всегда интересовал его больше, чем те или иные внешние обстоятельства. И даже в «Мольере», откуда невозможно исключить тему художника и власти, для него гораздо важнее Художник, а власть - лишь одно из обстоятельств судьбы. При этом не надо думать, что сам Эфрос с властью никогда не сталкивался. Его сместили с поста главного режиссера Театра им. Ленинского комсомола, у него закрывали спектакли. Но даже в этих ситуациях пытались бороться другие - не он. Кто-то мог счесть это трусостью, желанием поберечься, но бороться было просто не в его природе. Он был прежде всего Художником, режиссером, а репетиция - не только «любовью», но и жизнью. Основным содержанием жизни. При этом он никогда не ставил «датских» спектаклей - не от особенной смелости, а потому что не мог. А если обращался к «производственной» пьесе, как это было с «Человеком со стороны», она получала совершенно иное звучание. Спектакль был «не о победе Чешкова, а о ситуации противостояния, исход которой неясен» Бушуева С. Анатолий Эфрос (70-е годы) // Режиссер и время: Сборник научных трудов / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. - Л., 1990, с. 88.. Он и здесь открывал сложный мир человеческих отношений. Михаил Козаков писал о «Дон Жуане»: «В этом спектакле, как и в существе жизненной позиции Эфроса, главным был поиск нравственной истины. Этим он выгодно отличался для меня от привычных поисков социальности, гражданственности, которые к тому времени уже исчерпали или исчерпывали себя и в «Современнике», и во МХАТе, и в других театрах.» Козаков М. В своем квадрате // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000, с. 117.

Листая страницы тогдашних газет в поисках рецензий, можно увидеть и многое другое. Например, как травили Солженицына. Это время крайнего застоя, время «бульдозерной выставки», первого Дня советского политзаключенного. Оно не могло отразиться в спектакле прямо, но так или иначе все равно вошло в него. Потому что, как всякий настоящий Художник, Эфрос слышал свою эпоху. Он ставил пьесу Мольера, а она вдруг оказалась близка «Утиной охоте», уже написанной, но еще не поставленной, близка «Иванову» (через несколько лет во МХАТе выйдет спектакль Ефремова). «Этот бескорыстный злодей Дон Жуан, как чеховский Иванов, как вампиловский Зилов, искал веры и не находил ее. Его отчаянье питалось московским воздухом больше, чем текстом Мольера» - вспоминает Анатолий Смелянский Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999, с. 156-157.. В этом «Дон Жуане» отразилась драма поколения. Драма утраты иллюзий «шестидесятников».

Время розовских мальчиков, рубивших мебель шашкой и ехавших в Сибирь проверять себя, безвозвратно ушло. Атмосфера в стране изменилась. В 1969 Бр...

Похожие файлы
Евгений Воропаев, Леопольд фон Захер-Мазох
Жан-Батист Мольер