Курсовая работа ""Исповедь одной души…" (о личности и о творчестве Владислава Ходасевича)"

Название:
"Исповедь одной души…" (о личности и о творчестве Владислава Ходасевича)
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
276,8 K
35
Скачать
Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности В. Ходасевича. Основные черты его поэзии. Влияние символизма на лирику В. Ходасевича. Книга "Собрание сочинений" как вглядывание в собственную душу. Размышление о смысле жизни в творчестве поэта.

Краткое сожержание материала:

Исследовательская работа

«Исповедь одной души…»

(о личности и о творчестве Владислава Ходасевича)

Ученика 10в класса

Рижской средней школы №96

Дмитрия Полякова

Учитель консультант:

Наталья Николаевна Латышева.

Рига.2012 год

Содержание:

1. Теоретическая часть

1.1 О личности поэта

1.2 Влияние символизма на лирику В. Ходасевича

1.3 Основные черты поэзии

1.4 Основные этапы творчества

1.4.1 Сборник «Молодость»

1.4.2 Сборник «Счастливый домик»

1.4.3 Сборник «Путём зерна»

1.4.4 Сборник «Тяжёлая лира»

1.4.5 Цикл «Европейская ночь»

1.5 Книга «Собрание сочинений» вглядывание в собственную душу

2. Практическая часть

2.1 Проведение анкетирования. Вопросы анкеты

2.2 Ответы на вопросы анкеты

2.2.1 Юлия Голубева

2.2.2 Максим Лазаренко

2.2.3 Екатерина Белецкая

2.2.4 Кристина Саулюс

2.3 Анализ анкетирования

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

ходасевич поэзия лирика

Творческая карьера Владислав Ходасевич началась в 1908 году, когда вышла первая книга стихов «Молодость». Поэт писал:

В моей стране - ни зим, ни лет, не весен,

Ни дней, ни зорь, ни голубых ночей.

Там круглый год владычествует осень

Там - серый свет бессолнечных лучей.

«Моя страна» - это и внутренний мир поэт . Вы заметили, то какими мрачными, беспросветными красками нарисован этот мир? В нём все трагично, все наполнено отчаянием и безнадежностью. Валерий Брюсов так отзывался об этой книге: «Как дневник, как «исповедь одной души», - эта книжка имеет свою цену… Эти стихи порой ударяют больно по сердцу, как горькое признание, сказанное сквозь зубы и с сухими глазами…» Сам Ходасевич говорил о том, что эта книга мила ему биографически, а не литературно и так получается, что с каждой книгой его стихотворения становились все более интересными и мудрыми. Поэзия В. Ходасевича поражает своими темами, например стихотворение «Баллада» из сборника «Тяжёлая лира» завершает стихотворение «Баллада» о человеке - творце, задавленном и стесненном неустроенным бытом, серостью окружающей обстановки. Однако настоящий художник в любых условиях не забывает о своём великом предназначении, о своей лире, как она не тяжела.

О, косная, нищая скудность

Безвыходной жизни моей!

Кому мне поведать, как жалко

Себя и всех этих вещей?

Это стихотворение поразило меня умением противостоять неприятностям, что очень важно и в нашей жизни.

Цель работы - показать отражение личности поэта в его творчестве.

Гипотеза - отличительной чертой творчества поэта становится пристальное вглядывание не только в собственную душу, но и в душу окружающих, размышление о смысле жизни вообще.

Задача исследования:

· Проанализировать влияние символизма на лирику Ходасевича

· Определить основные черты его поэзии

· Выявить основные этапы его творчества

· Проанализировать стихотворения в его сборниках

Методы исследования:

· Поэтапный анализ

· Детальный анализ

· Сопоставительный анализ

1. Теоретическая часть

1.1 О личности поэта

До 1917 года

Ходасевич родился 16 (28) мая 1886 года в Москве. Его отец, Фелициан Иванович (ок. 1834 -- 1911) был выходцем из польской обедневшей дворянской семьи Масла-Ходасевичей (иногда Ходасевич называл своего отца «литовцем»; фамилия белорусского происхождения), учился в Академии художеств. Двоюродная сестра поэта, Надя Ходасевич, была женой выдающегося художника Фернана Леже.

Попытки молодого Фелициана зарабатывать на жизнь трудом художника не удались, и он стал фотографом, работал в Туле и Москве, в частности, фотографировал Льва Толстого, и, наконец, открыл в Москве магазин фотографических принадлежностей. Жизненный путь отца точно изложен в стихотворении Ходасевича «Дактили»:

Был мой отец шестипалым. По ткани, натянутой туго,

Бруни его обучал мягкою кистью водить…

Ставши купцом по нужде -- никогда ни намеком, ни словом

Не поминал, не роптал. Только любил помолчать…

Мать поэта, Софья Яковлевна (1846--1911), была дочерью известного еврейского литератора Якова Александровича Брафмана (1824--1879), впоследствии перешедшего в православие (1858) и посвятившего дальнейшую жизнь т. н. «реформе еврейского быта» с христианских позиций. Несмотря на это, Софья Яковлевна была отдана в польскую семью и воспитывалась ревностной католичкой. В католичество был крещён и сам Ходасевич.

Старший брат поэта, Михаил Фелицианович (1865--1925) стал известным адвокатом, его дочь, художница Валентина Ходасевич (1894--1970), в частности, написала портрет своего дяди Владислава. Поэт жил в доме брата во время учёбы в университете и в дальнейшем, вплоть до отъезда из России, поддерживал с ним теплые отношения.

В Москве одноклассником Ходасевича по 3-й московской гимназии был Александр Брюсов, брат поэта Валерия Брюсова. На год старше Ходасевича учился Виктор Гофман, сильно повлиявший на мировоззрение поэта. По окончании гимназии Ходасевич поступил в Московский университет -- сначала (в 1904 году) на юридический факультет, а осенью 1905 года перешёл на историко-филологический факультет, где учился с перерывами до весны 1910 года, но курса не окончил. С середины 1900-х годов Ходасевич находился в гуще литературной московской жизни: посещает Валерия Брюсова и телешовские «среды», Литературно-художественный кружок, вечера у Зайцевых, печатается в журналах и газетах, в том числе «Весах» и «Золотом руне».

В 1905 году он женился на Марине Эрастовне Рындиной. Брак был несчастливым -- уже в конце 1907 года они расстались. Часть стихотворений из первой книги стихов Ходасевича «Молодость» (1908) посвящена именно отношениям с Мариной Рындиной. По воспоминаниям Анны Ходасевич (Чулковой) поэт в эти годы «был большим франтом», Дону-Аминадо Ходасевич запомнился

в длиннополом студенческом мундире, с чёрной подстриженной на затылке копной густых, тонких, как будто смазанных лампадным маслом волос, с желтым, без единой кровинки, лицом, с холодным нарочито равнодушным взглядом умных темных глаз, прямой, неправдоподобно худой…

В 1910-11 годах Ходасевич страдал болезнью лёгких, что явилось поводом к его поездке с друзьями (М. Осоргиным, Б. Зайцевым, П. Муратовым и его супругой Евгенией и др.) в Венецию, пережил любовную драму с Е. Муратовой и смерть с интервалом в несколько месяцев обоих родителей. С конца 1911 года у поэта установились близкие отношения с младшей сестрой поэта Георгия Чулкова -- Анной Чулковой-Гренцион (1887--1964): в 1917 году они обвенчались.

Следующая книга Ходасевича вышла только в 1914 году и называлась «Счастливый домик». За шесть лет, прошедших от написания «Молодости» до «Счастливого домика», Ходасевич стал профессиональным литератором, зарабатывающим на жизнь переводами, рецензиями, фельетонами и др.

В годы Первой мировой войны получивший «белый билет» по состоянию здоровья поэт сотрудничал в «Русских ведомостях», «Утре России», в 1917 -- в «Новой жизни». Из-за туберкулёза позвоночника лето 1916 и 1917 годов провёл в Коктебеле у поэта М. Волошина.

После 1917 года

В 1917 году Ходасевич с восторгом принял Февральскую революцию и поначалу согласился сотрудничать с большевиками после Октябрьской революции, но быстро пришёл к выводу, что «при большевиках литературная деятельность невозможна», и решил «писать разве лишь для себя». В 1918 году совместно с Л. Яффе издал книгу «Еврейская антология. Сборник молодой еврейской поэзии»; работал секретарем третейского суда, вёл занятия в литературной студии московского Пролеткульта. В 1918--19 годах служил в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, в 1918--20 -- заведовал московским отделением издательства «Всемирная литература», основанного М. Горьким. Принимал участие в организации книжной лавки на паях (1918--19), где известные писатели (Осоргин, Муратов, Зайцев, Б. Грифцов и др.) лично дежурили за прилавком. В марте 1920 года из-за голода и холода заболел острой формой фурункулеза и в ноябре перебрался в Петроград, где получил с помощью М. Горького паёк и две комнаты в писательском общежитии (знаменитом «Доме искусств», о котором впоследствии написал очерк «Диск»).

В 1920 году вышел его сборник «Путём зерна» с одноимённым заглавным стихотворением, в котором есть такие строки о 1917-м годе:

И ты, моя страна, и ты, её народ,

Умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год.

В это время его стихи, наконец, стали широко известны, его признали одним из первых современных поэтов. Тем не менее, 22 июня 1922 года Ходасевич вместе с поэтессой Ниной...

Похожие файлы
Аврелий Августин
Протоиерей Артемий Владимиров
Блаженный Августин, епископ Иппонский
Аврелий Августин