Реферат ""Повести покойного Ивана Петровича Белкина" А.С. Пушкина"

Название:
"Повести покойного Ивана Петровича Белкина" А.С. Пушкина
Тип работы:
реферат
Размер:
21,9 K
43
Скачать
История написания А.С. Пушкиным "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина". Возможности для комизма, сатиры и пародии. Метель как воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Сжатость и простота изложения повестей. Главные черты пушкинской прозы.

Краткое сожержание материала:

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкин

Содержание

«Повести Белкина»

«Выстрел»

«Метель»

«Гробовщик»

«Станционный смотритель»

«Барышня-крестьянка»

Общие черты

«Повести Белкина»

Эти повести написал некий Иван Петрович Белкин, когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». «Повести Белкина» состоят из 5 частей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Но всё дело в том, что Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший своё первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Писали письмо другу Ивана Петровича. Он нам вкратце рассказал о покойном в ответном письме: «Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино. Покойный отец его, секунд-майор Пётр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышлёный. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтённому мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил в службу в пехотный егерский полк, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившая, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину. И.П.Белкин осенью 1828 года занемог простудною лихорадкой, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенного в лечении закоренелых болезней, как-то мозолей и тому подобного. Похоронен он в церкви села Горюхина близ покойных его родителей». Его друг, не хотел, чтобы его имя где-нибудь упоминалось.

В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важно для поэта-лирика и автора романа в стихах, позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни», увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы. Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценили и сохранили навсегда. Эти повести рассказывали о современной Пушкину России и их обитателей. Русская жизнь в 1830-е годы изменилась, иными стали люди, их характеры и исторический опыт. Но жизнь продолжалась, и рядовой человек имел право на место в ней, на личное счастье. В «Повестях Белкина» Пушкин расстается с романтизмом и лирикой своего романа в стихах, с романтиками Онегиным и Ленским, и начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной последекабристской России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях. Потом разговор этот был продолжен в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке», где простые люди встречаются с историей и судьбой и проявляют свое достоинство и «простое величие» (Гоголь).

Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям. То есть «Повести Белкина» рассказаны как простые занимательные истории об обычных людях простого звания («Гробовщик» рассказан приказчиком Б.В.), а автор-собиратель их - маленький человек из этой же среды. За ними и через них видна низовая, простая, народная Россия с ее реальными заботами, каждодневным бытием. Холодный климат, огромные необработанные пространства, крепостничество и общая неустроенность, беззаконие верху донизу, помещичий и чиновничий гнет, злоупотребления и вечная несправедливость власти, отсутствие стабильности и гарантий достойного существования для миллионов людей - все это русский быт, определяющий жизнь и сознание персонажей повестей. Но всюду жизнь, эти простые люди хотят быть счастливым, хотят хорошей жизни для своих близких, борются за такую жизнь, достойное существование, уважение к их добросовестному труду и личности. Вот что привлекло Пушкина к этой демократической теме. В этих повестях показано то, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.

«Выстрел»

Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая в начале 20-х годов была широко распространенной дворянской модой. В «Выстреле» обращаем внимание на своеобразную игру с эпиграфами и откликом на них в последнем предложении. Игра в стрельбу - стреляют куда угодно, только не в человека с целью убить его. Главный герой этой повести является Сильвио. Он пришёл из уходящей эпохи романтизма. Он красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотически нерусским именем. Сильвио был великий стрелец, который всю свою жизнь потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять своё первенство и достоинство. Он одинокий романтик.

У него был конфликт с графом, уже со времен, когда он служил в полку, там он получил пощёчину от молодого человека, фамилию которого он упоминать не хотел. Вызвавши его на дуэль, он не выстрелил в него, потому что видел равнодушие в его глазах, и решил, что незачем убивать человека, который своей жизнью совсем не дорожит. И много лет спустя, он дождался такого момента, когда графу жизнь действительно дорога. Таким образом, он получил удовольствие.

В этой повести мы наблюдаем замкнутое пространство и открытое пространство. Начало повести это местечко, которое не названо автором, дальше всё действие происходит в доме Сильвио, где все обедали, пировали, играли в карты. Основном всё и происходит у него. Потом мы из этого замкнутого пространства перемещаемся в другое, тоже замкнутое пространство, это дом графа.

Художественное время в этой повести разнообразное. Смешение времён. Всё действие как-бы происходит в настоящее время, но потом, рассказ Сильвио нас уносит в прошлое, в его молодость. Он другу своему, автору текста, рассказывает о давнем происшествии, когда он служил в полке. После этого мы возвращаемся в настоящее время, и после этого время проходит очень быстро. Дальнейшие события уже несколько лет спустя. Молодой человек (автор текста) является к графу и узнаёт что это тот самый человек, который в своё время разозлил Сильвио. Это он узнал совсем случайно, в разговоре с графом. И во время их разговора мы снова погружаемся в прошлое, молодой человек, таким образом, узнает, что случилось с Сильвио.

Эта повесть нам учит к тому, на сколько важна человеческая жизнь, и хорошо, когда люди это понимают, и Сильвио было достаточно увидеть в глазах графа расстройство, чтобы получить то удовольствие, о ком мечтал всю свою жизнь.

«Метель»

Марья Гавриловна Р., героиня «Метели», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей литературы. Метель в повести есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью, оно и символ судьбы. Тут всюду реальность побеждает романтическую книжную схему.

Эта повесть представляет собою судьбу двух молодых людей, у которых много препятствий в жизни, чтобы быть счастливыми. Художественное пространство и в этой повести разное, начало действия это дом Гаврила Гавриловича. Мы наблюдаем о том что у него дома происходит. Гостевая, комната Марьи Гавриловны. Это замкнутое пространство, и от дома Гаврилова мы перемещаемся в пространство открытое, поля, парк, сад, и дорога, которая уводит Марью Гавриловну. Эта дорога символична, потому что во время метели, мы не знаем, куда может попасть главная героиня, но цель её это деревня, в которой она должна была тайком со своим возлюбленным обвенчаться. Но судьба её возлюбленного не так уж доброжелательна к нему, как была к Марьи. Он во время этой метели заблуждается, и попадает совсем не туда, куда ему надо было. Но когда, он прибывает в церковь, видит, что уже опоздал. И после этого он решил, что Марья сильно на него зла, и поэтому он уходит в армию и во время войны погибает. Но и Марьи эта поездка не шла в пользу, она слегла, у неё был жар, и во время кошмаров, она рассказала причину своей болезни. И тогда родители дали согласие на этот неровный брак, но было уже поздно. Через некоторое время умер и отец Марьи. Тогда она с матерью переехала в другое местечко, не названное автором. Там с нею приключается необъяснимое, она находит своего мужа, с которым она венчалась в ту безумную ночь. Но это происходит в течении долгого времени.

И тут мы возвращаемся в прошлое, когда это всё произошло, та безумная ночь, когда они венчались.

С того времени как они познакомились, и до того как они узнали всю правду, у них была возможность узнать друг друга, и полюбить. И этим мы понимаем, что судьба всё время сделает своё, и против неё не устоять, как пытались это сделать Марья и Владимир.