Реферат ""Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда"

Название:
"Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда
Тип работы:
реферат
Размер:
28,9 K
40
Скачать
Основные символы, используемые Оскаром Уайльдом для отражения жизни Дориана Грея. Погружение в порочность ради открытия новых горизонтов. Нравственный кризис героя. Мотивировка собственной эстетической программы Уайльда, его понимание ценности искусства.

Краткое сожержание материала:

Введение

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд родился 16 октября 1854 в Ирландии в Дублине, умер 30 ноября 1900 во Франции в Париже. Был английским поэтом, писателем, эссеистом ирландского происхождения. В позднем Викторианском периоде известнейший английский драматург, яркая звезда того времени. Он был известен как лондонский денди. В последствии был осужден за непристойное поведение, два года провел в тюрьме на исправительных работах. После чего уехал во Францию, там жил в нищете. Большую популярность имеет его роман «Портрет Дориана Грея». Его пьесы известны парадоксами, афоризмами и крылатыми фразами.

«Портрет Дориана Грея» был опубликован в «Ежемесячном журнале Липпинкотта», впоследствии издан отдельной книгой. Предисловие этой книги стало манифестом эстетизма. Многие из глав полностью переработаны.

Основой сюжета романа является сделка с дьяволом, суть которой магический портрет. Он сыграет в судьбе героя роковую роль. Художник Бэзил Холлуорд нарисовал портрет Дориана Грея, в который влюбился Дориан. Его не оставляла мысль, что портрет будут всегда обладать молодостью, в то время как сам Дориан будет стареть. Его мольбы были услышаны, желание исполнилось.

После выхода романа разразился скандал. В обществе этот роман считался аморальным произведением. Английская критика была сурова, хотя простые читатели были от него в восторге. Роман имеет декадентский стиль со своей философией. Сейчас роман «Портрет Дориана Грея» - один из известнейших романов мировой зарубежной литературы.

Целью моей работы является рассмотреть нравственный философский аспект Дориана Грея и познакомиться с творчеством Оскара Уайльда.

1. Герой Дориан Грей

1.1 Основные символы, используемые О.Уайльдом для отражения жизни Дориана Грея

О. Уайльд был само противоречие: то приверженец «чистого искусства», то сторонник этических идеалов. Роман-символ «Портрет Дориана Грея» задумывался как обожествление искусства, как философии наслаждений и удовольствий. В романе использована вся эстетика О. Уайльда: «художник - тот, кто создает прекрасное», «художник не моралист», «искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». От теории он переходит к трагедии Дориана Грея. В мире литературы много героев, которые отдали душу дьяволу в обмен на свои желания, связанные с алчностью, похотью и самолюбием. Дориан Грей пожертвовал своей душой ради вечной молодости, вечной красоты. Его желание неотъемлемо связано с его самолюбием и эгоизмом. Этот роман философски-символический, не реалистический, хотя во многом схож с правдой жизни. Сам он называл роман «золотой парчой». Целью Уайльда не было создание многогранных характеров героев. Каждый из них воплощение одной идеи. Дориан стремился к вечной молодости, лорд Генри к философии наслаждения, Бэзил был предан искусству. Главное внимание Уайльд уделил тонкой игре ума лорда Генри. Он поразил Дориана своим воображением и дерзкими речами. Герои постоянно участвуют в словесных поединках. Уайльд применил здесь два аспекта творчества. Во-первых, художник, который погрузился в порочность ради открытия новых горизонтов, гибнет, запятнанный и подверженный дезинтеграции, подверженный заражению чужими пороками. Во-вторых, истинное произведение художника, пройдя ад диссоциации в ходе сотворения, восстает в прежнем виде как новый образец красоты, даже если прототип этой красоты (Дориан Грей) глубоко порочен.

1.2 Нравственный кризис героя

Дориан Грей пожертвовал душой ради вечной юности и красоты. Молодой красавец не может избавиться от мысли, будет стареть. Он продал свою душу дьяволу, чтобы быть вечно молодым и красивым.

Дориан даже не хочет противостоять лорду Генри, для которого он становится послушной игрушкой. Герой отдается наслаждениям и скользит в пучину разврата и преступлений. По прошествии многих лет его лицо остается молодым и свежим, но его портрет ужасно меняется, так как душа Дориана становится лживой, порочной и грязной. Не выдерживая горьких встреч со своей совестью, Дориан воткнул в портрет нож. Его желанием было избавиться от мучительного свидетеля. Он теряет свою жизнь вместе с вечной молодостью, а портрет обретает былое великолепие молодости и красоты своего хозяина.

Философия лорда Генри несознательна. Это ярко выражается в любви Дориана к Сибилле Вэйн. Ему чуждо простое человеческое чувство. Он любит не в девушку, а в искусство в ней, обожая в ней Джульетту, Офелию, Дездемону. Из-за своего эгоизма он никогда не влюблялся в саму Сибиллу Вейн. Отталкивая ее, он безжалостно разбивает ей сердце, только потому, что из великолепной актрисы она превратилась в живую любящую женщину. Он не хочет соглашаться с тем, что любовь выше искусства. В его философии - самоопределение человека идет только через искусство. Дориан влюблен только в самого себя, он не видит ничего вокруг, не беспокоится о других. Сибилла, по его мнению, была эгоистична, которая своею смертью причинила ему минутное волнение. Это первая жертва Дориана, за ней дальше последуют шлейф жертв. Дружба с ним не приносит ничего хорошего, она губительна для юных людей. Он заражает их сумасшедшей жаждой наслаждений и удовольствий. В итоге они или самоубийцы, или скатываются на дно жизни.

Жизнь Дориана была бы невыносимой, если бы призраки его преступлений все время напоминали бы ему о себе. Его порочность заставляет умолкнуть совесть: «Слишком коротка жизнь, чтобы брать на себя еще и бремя чужих ошибок. Каждый живет, как хочет, и расплачивается сам».**Уайльд О., Стихотворения. Портрет Дориана Грея. - М.: Издательство «Художественная литература», 1976. -- 768 с. Подлости и преступления, которые совершил Дориан, для него - лишь цепь минутных переживаний, после чего он с удовольствием окунается в атмосферу искусства. Узнав о самоубийстве Сибиллы, он едет в оперу слушать «божественную Патти», убив Бэзила, с упоением отдается чтению стихов Готье. По его мнению, зло - одно из средств осуществления красоты жизни. «Самое страшное на свете - это скука. Вот - единственный грех, которому нет прощения». Эта заповедь лорда Генри. Он живет в своем мире, в своей фантазии, в которой все имеет яркие светлые краски. Его увлечения постоянно меняются. То католичество, то мистицизм, то дарвинизм. Он изучал музыку, ароматические вещества, драгоценности, старинные вышивки, гобелены. Все это помогало ему убежать от страха.

Прославить героя Уайльду не удалось. Принеся душу в жертву искусству и красоте, Дориан опорочил себя. Красота внешняя становится уродством внутренним. В словах лорда Генри, обращенных к Дориану в конце романа, прозвучала горькая ирония. А Дориан в этот момент уже понял, что он сам себе изуродовал душу. Дориан был жертвой своей экстремистской страсти, любовь к самому себе. «Пытаясь убить свою совесть - Дориан Грей убивает себя», - так сформулировал мораль романа сам автор. Автор спорит с самим собой и в процессе написания романа разрушает свою ложную философию. Но писатель жалеет своего героя, даже больше чем жертв Дориана.

2. Творчество О. Уайльда

2.1 Мотивировка собственной эстетической программы

Этот роман является гимном эстетизму. Здесь ярко выражены основные направления теории эстетизма О. Уайльда. Двадцать пять изречений предисловия определяют эстетические взгляды писателя.

1. «Художник - тот, кто создает прекрасное». Художник Бэзил Холлуорд нарисовал изумительный портрет. Но потом Уайльд опровергает этот тезис.

2. «Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные.… Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны».**Парандовский, Я. Король жизни. / О.Уайльд, Я.Парандовский.- М.: Худ. лит., 1993. - 494 с. Этот афоризм тоже опровергнут. Под внешней красотой Дориана сидит ужасная душа.

3. «Художник - не моралист». Но художник Бэзил делает попытки вернуть Дориана на истинный путь, пытается заставить его молиться.

Тема морали открыта. Уайльд не отвергал нравственного содержания литературы, но был приверженцом против нарочитой назидательности.

2.2 Истинная ценность искусства по Уайльду

1. Новое направление в литературе, возникшее в конце 19 века, называется эстетизм, внесший в зарубежную литературу новые ценности и взгляды. Главная ценность эстетизма - красота, которая является высшей ценностью и единственной целью искусства, а поиск красоты в различных её проявлениях - это смысл жизни.

В античной классической эстетике неразрывно были связаны единство красоты и добра. Эстетизм же отделяет одно от другого, но зачастую оппозиционирует их друг другу.

Главной задачей эстетизма является убедить, что искусство существует для самого искусства.

2. Оскар Уайльд - главный английский эстет. Теория красоты, основанная на его творчестве, биографии называется эстетизмом. Его эстетические взгляды ярко выражены в его поздних произведениях: «Гранатовый домик», «Упадок искусства лжи», «Критик как художник». Очень ярко и полно раскрыта теория красоты в романе «Портрет Дориана Грея».

Уайльд - первопроходец нового искусства. Он утверждал, что искусство ? зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а совсем не жизнь. Тема, которую понял Уайльд в этом романе, оказала огромнейшее влияние н...

Похожие файлы