Научная работа ""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина учит православию"

Название:
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина учит православию
Тип работы:
научная работа
Размер:
71,8 K
37
Скачать
Характеристика обучения ребенка в семье правилам и цели жизни при помощи сказки. Исследование народных традиций, обычаев и верований, связи сказки с православием. Описания действующих лиц, сюжетной линии "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях".

Краткое сожержание материала:

Городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Научно-исследовательская работа

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина учит…православию

Выполнена ученицей Ивашевой Анастасией Олеговной

Научный руководитель - Ивашева Елена Геннадиевна

г. Сочи, 2010

Содержание

Введение

I. «Поэтичный букварь жизни» - писатели-сказочники о сказке

II. Сказка как жанр литературы

III. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и православная вера

Заключение

Введение

Однажды мама достала с книжной полки книгу и предложила почитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина… Когда была перевернута последняя страница, мама сказала: «А.С. Пушкин писал: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок». Как ты думаешь, чему учит нас Александр Сергеевич Пушкин и его «Сказка…»? Мы вместе стали искать ответ и открыли для себя много интересного…

Цель работы - исследовать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» и установить, существует ли связь «Сказки…» с православием.

Задачи работы:

1. Выработать знания: сказка необходима для обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, т. к. несет в себе колоссальную информацию, передаваемую из поколения в поколение.

2. Выработать умения: рассказать о связи сказки с православием, смотреть на мир и людей как смотрит православный человек.

3. Выработать действия: бережно сохранять народные традиции, обычаи и верования.

Основополагающий вопрос: Какой урок преподает нам «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», какое мировосприятие формирует и существует ли связь «Сказки…» с православием.

Методы исследования:

Изучение теоретической литературы.

2. Опрос ровесников и взрослых.

3. Сравнительно - сопоставительный анализ «Сказки…» и знаний о православной вере, полученных в семье и воскресной школе

4. Консультация священника

5. Создание мультимедийной презентации

I. «Поэтичный букварь жизни» - писатели-сказочники о сказке

«Недавно я видел человека, который не верит в сказки, - сказал прославленный английский писатель Гилберт Кит Честертон. - Я говорю не только о том, что он не верит в происшествия, о которых говорится в сказках. Он был убежден, что сказки не нужно рассказывать детям. Такой взгляд относится к тем неверным мнениям, которые граничат с обыкновенной подлостью. Есть вещи, отказывать в которых страшно. Это не только ожесточает, но и разлагает душу… Так отказывают детям в сказках». Отказывать детям в сказках поистине преступление. Тот, кто ребенком не верил в сказки, во взрослые годы не поверит ни во что. Сказки можно назвать поэтичным «букварем» жизни, который готовит человека к чтению великой и сложной книги бытия.

А братья Гримм подчеркивали, что из сказок «легко выводится добрая мораль, применимая и в реальной жизни. И хотя не в этом было их назначение и не для того они слагались, эти качества порождались ими».

Вильгельм Гауф, автор «Маленького Мука» и «Карлика Носа», был прав, назвав Сказку любимой дочерью щедрой королевы Фантазии. Но если Фантазия - мать Сказки, то отец ее - Реальный Мир. И насколько привлекательной внешностью Сказка обязана матери, настолько глубиной внутреннего содержания - отцу. Сказка выражает и формирует определенное мировосприятие и сквозь прихотливый лабиринт вымысла вводит в действительность.

II. Сказка как жанр литературы

Душа читателя любого возраста, омытая в волшебном роднике сказки, становится чище и просветленнее. Однако, чтобы душа начала расти, набирать силу и широту, в детстве к ней обязательно должна прикоснуться палочка сказочной феи. Маленькому человеку сказка, будоражащая воображение и передающая опыт многих поколений, просто необходима, чтобы подготовиться к встрече с большим миром, где могут ждать испытания не менее трудные, чем у героев любимых сказок. Сказка отражает особенности традиционного уклада того или иного народа, его обычаи и верования, идеалы и устремления.

Слово «сказка» произошло от слова «казать». Слово это имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с 17-19 века. Слово «сказка» предполагает, что о нем узнают, «что это такое» и узнают «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Сказка несет в себе огромный объем информации, передаваемый из поколения в поколение, вера в эти знания зиждется на уважении к своим предкам.

Я решила провести анкетирование взрослых (родителей и учителей) и учеников 1-2 классов МОУ СОШ №10 г. Сочи на тему «Любите ли вы сказки».

Результаты данного опроса вы видите ниже.

1. Любите ли вы сказки?

2. Какие сказки вы предпочитаете?

3. Сказки каких писателей вы любите?

4. Зачем люди придумывают сказки?

5. Учит ли сказка?

Чему вы у нее научились?

Проанализировав результаты анкетирования, я сделала вывод, что в большинстве случаев дети и взрослые любят и знают сказки. Более того, почти все опрошенные отметили обучающую и воспитывающую роль сказки. Чему учит и что воспитывает в юном сердце «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

III. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и православная вера

В нашей семье мы очень любим читать. Бабушка и дедушка читают интересные газеты и исторические книги, мама и папа русскую и европейскую классику, детективы, а мои братья приключения и фантастику. Православную литературу мы читаем вслух, а потом обсуждаем.

Однажды мама пригласила меня сесть поудобнее на диване, а сама достала с книжной полки красочную книгу. «Доченька, давай почитаем? Сегодня мы с тобой приглашены в гости к удивительному поэту, писателю - Александру Сергеевичу Пушкину. Мы войдем в мир благородных героев, прекрасных царевен, злых волшебников. Я прочитаю тебе «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».

Я уже немного знала о Пушкине. Он - великий русский поэт, написал много красивых стихов, и даже роман в стихах сочинил. А для детей - интересные и увлекательные сказки. С маминым предложением я с радостью согласилась…

Вот и перевернута последняя страница. Какая удивительно прекрасная сказка! Мы сидели с мамой и молчали. И тут мама спросила: «Как ты думаешь, царевна и другие герои «Сказки» христиане или нет?» И тогда мы вместе стали искать ответ. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь.

Сочельник - так называется день, накануне Рождества, в этот день православные люди очень строго постятся и едят особое кушанье - сочиво, приготовленное из зерен пшеницы с добавлением меда, иногда орехов, изюма. Итак, Царевна родилась 6 января. Правда, сочельником называют и канун Богоявления, т. е. Крещения Господня, день 18 января. Но тогда к слову «сочельник» добавляют слово «крещенский».

А когда умерла Царица - ее мама? Ранним Рождественским утром:

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

Обедня - это русское народное название литургии - главного христианского богослужения. Обычно начинается в 7 или 8 часов утра.

И вот через год «Царь женился на другой». Я сразу подумала, что некрасивая эта молодица, хоть она «Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла». Потому что она «горда, ломлива, Своенравна и ревнива». А такие качества у православных людей никогда не считались красивыми, скорее наоборот, греховными, поэтому быть такой Царице не годится.

А вот Царевна хотя тоже «Белолица, черноброва», но совсем другая: «Нраву кроткого такого». Такая героиня мне сразу понравилась.

Накануне свадьбы молодой Царевны и королевича Елисея Царица узнает, что не она самая красивая в царстве. Она, «черной зависти полна», приказывает служанке отвести Царевну в лес и «оставить ее там на съедение волкам». Священное Писание учит нас, что принуждение к убийству другого человека - тяжкий грех, пожелание смерти - тоже. А начало таким страшным грехам - зависть, которая неведома чистым душам. И хоть и говорят в народе: «белая зависть», но надо знать, что зависть белой не бывает. Зависть - всегда зависть, и это очень плохо. С этой страстью надо бороться.

В лесу Царевна догадалась, зачем служанка завела ее так далеко. Она «до смерти испугалась И взмолилась: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?» Дочь царя просит Чернавку отпустить ее, не причиняя вреда, «А как стану я царицей, я пожалую тебя».

Не грозить, не требовать, а терпеливо и...