Учебное пособие ""Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова"

Название:
"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова
Тип работы:
учебное пособие
Размер:
21.4 КБ
30
Скачать

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман, как мы уже удостоверились, обращён к читателю образованному, посвящённому в символику предметов, в тайны искусства, знакомому с религиозными верованиями, историей еретических движений. Непосвящённый читатель вряд ли сможет достаточно точно и полно воспринять этот роман. Однако, и для первой, и для второй категории читателей, без сомнения, произведение это окажется интересным.

На следующем занятии мы с вами напишем сочинения по группам (темы сочинений каждой группе известны заранее), поэтому будьте внимательны, ведь то, о чём мы сегодня будем говорить, может вам пригодиться при написании.

Да, действительно, «Мастер и Маргарита» - главное произведение в творчестве М.А. Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 годы. Существует восемь редакций романа, поэтому до сегодняшнего дня ведутся споры, какую редакцию считать окончательной. Роман этот называют «закатным», последним наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966 году в журнале «Москва». Связано это было с политической обстановкой того времени. (Булгаков вообще был запрещённым автором.) Роман произвёл ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождению ответов на них).

В этих главах описываются события более чем двухтысячелетней давности. Причем даются они нам с нескольких точек зрения: это и рассказ Воланда (2 глава), 16 глава «Казнь» - это сон Ивана Бездомного в сумасшедшем доме либо рассказ Мастера, затем Азазелло читает Маргарите отрывки из романа Мастера и т.д.. Кроме того, достоверность достигается включением в повествование скрепов.



Краткое сожержание материала:

Урок русской литературы в 11 «З» классе СШ № 21 г. Могилёва
Тема урока: «Евангелие от Булгакова». Сатирические главы романа.
Цели урока:
- образовательная: произвести сатирико-юмористический обзор явлений московской жизни, показать «дьяволиаду» по Булгакову;
- воспитывающая: формировать эстетический вкус у учащихся;
- развивающая: развивать речь, мышление, воображение, логику учащихся.
Ход урока:
I Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку: наличие на партах текстов романа, учебников, конспектов, дневников и т.д..
II Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман, как мы уже удостоверились, обращён к читателю образованному, посвящённому в символику предметов, в тайны искусства, знакомому с религиозными верованиями, историей еретических движений. Непосвящённый читатель вряд ли сможет достаточно точно и полно воспринять этот роман. Однако, и для первой, и для второй категории читателей, без сомнения, произведение это окажется интересным.
На следующем занятии мы с вами напишем сочинения по группам (темы сочинений каждой группе известны заранее), поэтому будьте внимательны, ведь то, о чём мы сегодня будем говорить, может вам пригодиться при написании.
III Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним, что мы знаем об истории создания романа. (Учащиеся рассказывают).
Да, действительно, «Мастер и Маргарита» - главное произведение в творчестве М.А. Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 годы. Существует восемь редакций романа, поэтому до сегодняшнего дня ведутся споры, какую редакцию считать окончательной. Роман этот называют «закатным», последним наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966 году в журнале «Москва». Связано это было с политической обстановкой того времени. (Булгаков вообще был запрещённым автором.) Роман произвёл ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождению ответов на них). Это вызвало необычайно острую полемику, появление множества трактовок и гипотез.
IV Изучение нового материала.
- Чем необычна композиция романа? (это роман в романе: М.А. Булгаков пишет роман о том, как Мастер пишет роман об Иешуа. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а Мастера – в судьбе главного героя его произведения – Иешуа Га-Ноцри.) Т.е. мы можем говорить об автобиографичности романа.
На доске записано:
Автобиографичность романа:
Обстановка травли.
Отсутствие средств к существованию.
Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
Постоянное ожидание ареста.
Статьи-доносы.
Преданность и самоотверженность любимой женщины.
Дети записывают эти тезисы себе в конспекты.
- Как вы считаете, к какому виду мы отнесём роман «Мастер и Маргарита»? (Учащиеся высказывают свои точки зрения). На самом деле, вид романа достаточно сложно определить. Многие критики сходятся на том, что его можно назвать и бытовым, т.к. показываются картины московского быта 20-30-ых гг., и фантастическим, и философским, и автобиографическим, как мы уже выяснили, и любовно-лирическим, и сатирическим.
- Какое время охватывают события романа? Давайте вспомним, с чего начинается первая глава… (Берлиоз и Бездомный встречаются в парке и спорят с Воландом, прикинувшимся иностранцем.) Чем заканчивается роман? (Воланд, его свита, а также Мастер и Маргарита покидают город, уносятся в небо). От начала до финала романа проходит всего четыре дня. Однако за такой короткий промежуток времени проходит множество событий: комических, трагических, фантастических.
Роман «Мастер и Маргарита» многопланов и многожанров. Здесь всё переплетено, как в жизни. В нём выделяют 3 мира (или 3 плана). На доске:
На доске записано:
3 мира романа:
1) Древний ершалаимский;
2) Вечный потусторонний;
3) Современный московский.
Давайте назовём представителей каждого из миров? (1 – Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Левий Матвее Иуда и другие; 2 – Воланд и его свита, кроме того Воланд связывает между собой все три мира; 3 – сотрудники варьете, обыватели.)
- Каким нам показан московский мир? (Люди заняты сиюминутными проблемами. Поступками людей движут одни и те же мотивы на протяжении всей истории человечества.)
Воланд ставит для себя вопрос, как изменились горожане внутренне. Он проводит опыты, эксперименты, т.н. «сеанс разоблачения», и люди открывают своё истинное лицо. И на спектакле после сцены с отрыванием головы финдиректору Римскому Воланд подводит итоги. Давайте найдём и зачитаем это место. (гл. «Чёрная магия и её разоблачение, с. 125. «- Ну что же, - задумчиво отозвался тот, - они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги л, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их*…»)
- Чем Евангельские главы отличаются от московских? Если в описаниях московского быта нас не покидает ощущение несерьёзности, ирреальности, то первые же слова о Иешуа и Понтии Пилате звучат чеканно, весомо, ритмично. Давайте зачитаем начало второй главы «Понтий Пилат» (с. 23):
«…В белом плаще с кровавым подбоем , шаркающей кавалерийской п