Реферат ""Золотой век" русской литературы. Романтизм, реализм"

Название:
"Золотой век" русской литературы. Романтизм, реализм
Тип работы:
реферат
Размер:
25.8 КБ
34
Скачать

Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра I, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г.

Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития.

Актуальность данной темы определяется колоссальным влиянием, оказываемым этим периодом русской культуры, как на современную культуру России, так и на культуру западных стран.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, в третьем дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.

Значимость XIX века для развития русской культуры обусловлена процессами, которые предопределяют характер умонастроения России и его основных противоречий. К таким процессам следует отнести становление русского национального самосознания, складывание нации, отражение этих процессов и общественной мысли XIX века.



Краткое сожержание материала:

«Золотой век» русской литературы. Романтизм, реализм
Оглавление
Введение
1. Романтизм как отражение русского национального самосознания
2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра I, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации и европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела и обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития.
Актуальность данной темы определяется колоссальным влиянием, оказываемым этим периодом русской культуры, как на современную культуру России, так и на культуру западных стран.
Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;
по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.
Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, в третьем дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.
1. Романтизм как отражение русского национального самосознания
Значимость XIX века для развития русской культуры обусловлена процессами, которые предопределяют характер умонастроения России и его основных противоречий. К таким процессам следует отнести становление русского национального самосознания, складывание нации, отражение этих процессов и общественной мысли XIX века.
Если для Западной Европы XIX век - век развития капиталистического общества, полного крушения абсолютистских монархий, уничтожение сословного деления общества, то для России это время создания условий для уничтожения феодальных отношений. В.Г. Белинский видит в России страну, «где люди торгуют людьми, не имея и того оправдания, каким пользуются американские плантаторы, утверждал, что негр - не человек... где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Палашками; ... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей." Общественная казнь страны, развивается в условиях деспотизма и всевластия государства, сословного деления общества, абсолютного бесправия населения, существования крепостного права.
Русское национальное самосознание выковывается из противоречия "между идеей империи, могущественного государства военно-полицейского типа, и религиозно-мессианской идеей царства, которое уходило в подземный слой, слой народный". Для русской духовности характерно понимание государственности не этническое, геополитическое, географическое, т.е. государство - это не власть, распространяющаяся на определённую территорию, имеющую четко очерченные границы, государственность для русской духовности - явление религиозное, в народной лексике получившее название Святая Русь, за этим понятием "стоит отнюдь не, выражаясь по-нынешнему, национальная идея, не географическое и не этническое понятие. Святая Русь - категория едва ли не космическая. По крайней мере, в её пределы (или её беспредельность) вмещается и ветхозаветный Эдем и евангельская Палестина". У Святой Руси нет локальных признаков. У неё только два признака: первый - быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; второй - быть миром под знаком истинной веры. Русское национальное самосознание ХIХ века впитывает эти два несовместимых феномена: Землю святорусскую и представление о России как национальном государстве. Русское самосознание сумело увидеть в России, идентифицируемой географически и этнографически, "особенную стать" Свитой Руси.
Гоголь писал из Италии: "Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу бедно, разбросано и неприютно тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные деревья и плющи, вросши